Сейчас принимаются всевозможные меры для наведения порядка в сфере соцпитания в Петербурге. В частности, это централизация закупок. Заключение крупных контрактов контракты с одним поставщиком для района должно стать нормой. Однако чиновники продолжают искать лазейки в законе для лоббирования интересов частных компаний. Фактически районные власти вступили в сговор с поставщиками и продолжают плодить картели.
Частные комбинаты питания неоднократно вступали в картельные сговоры в системе госзакупок, распределяя между собой выгодные контракты. При централизации закупок организацией питания во всех районных школах может заниматься один поставщик. При этом комитет по госзаказу выступает в этой системе заказчиком. Это позволило снизить риски нарушения антимонопольного законодательства комбинатами питания. Но и здесь есть свои «но».
Комитет по госзаказу контролирует не все торги. Если его стоимость от 3 до 40 млн рублей, такие полномочия возлагаются на районные администрации. Вот чиновники и придумали схему с дроблением контрактов, чтобы вписаться в нужный диапазон. К примеру, в Невском районе нет единого контракта на все школы. Администрация выступает заказчиком на оказание услуг общественного питания сразу в 22 контрактах.
Еще раз, если кто не понял: закупки распределены таким образом, чтобы не выйти за предел 40 млн рублей. Это позволяет не подключать к аукционам комитет по госзакупкам, ограничившись администрацией Невского района в качестве заказчика.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Центральном районе. Вместо единой закупки там зарегистрированы 7 контрактов до 40 миллионов. Отдельного внимания заслуживает ситуация с госзакупками на поставки питания в Приморском районе Петербурга. Там должна была проведена госзакупка на сумму 217 млн рублей. Контракт достался комбинату КСП «Красносельского района», который принадлежит городу. После этого поставщик ООО «Торговый дом А.П. Иванов» подал жалобу на результаты протоколов рассмотрения заявок. В итоге результаты тендера были отменены. Но есть маленькая деталь: «ТД А.П. Иванов» даже не подавал заявку на участие в тендере.
Для чего было тогда это делать?
Журналисты полагают, что таким образом данная компания рассчитывала оказать помощь и поддержку другому крупному петербургскому комбинату – АО «Фирма Флоридан», активно работающей в Приморском районе.
Практику дробления контрактов необходимо срочно прекращать. Бездействие в сложившейся ситуации может привести к ухудшению положения дел в сфере школьного питания. Чем больше контрактов, хоть и по законным основаниям, окажутся без должного контроля со стороны комитета по госзаказу, тем больше вероятность появления новых картельных сделок.